Много лет нас уверяли, что граненный стакан, был изобретен скульптором Верой Мухиной во время Великой Отечественной. 

Так-то оно так, но, углубившись в историю, узнаем, что еще Петр Великий испытывал на крепость "гранчак". 

А в живописи, начиная с 1918 года, граненный стакан был главным объектом множества натюрмортов Кузьмы Петрова-Водкина.

РоÐовÑй наÑÑÑмоÑÑ. ÐеÑка Ñблони. (1918). ÐвÑоÑ: ÐÑÐÑма ÐеÑÑов-Ðодкин.

История граненого стакана

Предшественники привычных нам гранчаков изготавливались на территории России еще в начале 17 века, экспонаты в Эрмитаже тому подтверждение. К тому же бытует легенда о том, как известный в те времена стеклодув из Владимира Ефим Смолин преподнес в дар толстостенный гранчак Петру I, заверив царя, что тот никогда не разобьется. Царь-батюшка, испив из него налитое вино, не долго думая, со всей силы грохнул стакан об пол, дабы удостовериться в словах мастера.

Стакану быть!

Стакану быть!



При этом Петр воскликнул: "Стакану быть!"... А тот возьми да и разбейся. Говорят, с того времени и повелось на Руси бить посуду на счастье. Несмотря на казус, гранчак быстро вошел в обиход, особенно на русском флоте, так как при качке, опрокидываясь, не скатывался по столу на пол. Да и сам государь, ценитель всего нового и прогрессивного, сменил привычку пить напитки с деревянных кружек и перешел на новомодные стаканы.

«Завтрак». (1617—1618). Автор: Диего Веласкес.

«Завтрак». (1617—1618). Автор: Диего Веласкес.



Однако, глядя на картину "Завтрак" Д.Веласкеса, написанную задолго до царствования Петра Великого, напрашивается вывод, что предположение о том, что родиной граненых стаканов является Россия - ошибочно. Хотя изображенный стеклянный сосуд отличается своими гранями от привычных нам вертикальных. Существует еще один неоспоримый факт, что те технологии, которые начали использовать при Советском Союзе, впервые были использованы американцами еще в 1820 годах. А в Россию эта техника пришла только в начале XX столетия. Поэтому с полной уверенностью можно утверждать, что граненный стакан по своей природе - "иностранец".

Граненные стаканы в живописи европейских художников


 Корзина с земляникой. (1761). (Частная коллекция.). Автор: Жан Шарден.

Корзина с земляникой. (1761). (Частная коллекция.). Автор: Жан Шарден.



 Натюрморт со стеклянным кувшином, фруктами и цветами, 1861 (Лондон, Национальная галерея). Автор: Анри Фантен-Латур.

Натюрморт со стеклянным кувшином, фруктами и цветами, 1861 (Лондон, Национальная галерея). Автор: Анри Фантен-Латур.



 Still Life with Apples and a Glass of Wine. (1877-79). Автор: Поль Сезанн.

Still Life with Apples and a Glass of Wine. (1877-79). Автор: Поль Сезанн.



Цветущая ветка миндаля в стакане и книга. (1888). (Частная коллекция). Автор: Винсент Ван Гог.

Цветущая ветка миндаля в стакане и книга. (1888). (Частная коллекция). Автор: Винсент Ван Гог.



Ветка, цветущего миндаля, в стакане. (1888).(Museum, Amsterdam) . Автор: Винсент Ван Гог.

Ветка, цветущего миндаля, в стакане. (1888).(Museum, Amsterdam) . Автор: Винсент Ван Гог.



Хризантемы, 1905 (Третьяковская Галерея) фрагмент. Автор: Игорь Грабарь.

Хризантемы, 1905 (Третьяковская Галерея) фрагмент. Автор: Игорь Грабарь.



 Сирень, 1915 (фрагмент). Автор: Константин Коровин.

Сирень, 1915 (фрагмент). Автор: Константин Коровин.



Удивительный мир стаканов Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878—1939)


Петров-Водкин естественно не был первым мастером «стаканного» жанра в истории искусства. И как видим, задолго до него художники также изображали различные сосуды из стекла в своих натюрмортах, в том числе и граненные стаканы.

 Виноград. (1938). (Государственный Русский Музей).  Автор: Кузьма Петров-Водкин.

Виноград. (1938). (Государственный Русский Музей). Автор: Кузьма Петров-Водкин.



Во время революции граненные стаканы и стопки стали пролетарским предметом. Ещё в 1918 году на «Утреннем натюрморте» Петров-Водкин изобразил свой первый 12-гранный стакан с чаем. А напишет он их за свою творческую карьеру множество - и граненных, и обычных гладких. При чем эти натюрморты создадут целую серию полотен, посвященных стеклянному сосуду и вошедших в анналы мирового искусства.

 Розовый натюрморт. Ветка яблони. (1918г.) (Государственная Третьяковская Галерея). Автор: Кузьма Петров-Водкин.

Розовый натюрморт. Ветка яблони. (1918г.) (Государственная Третьяковская Галерея). Автор: Кузьма Петров-Водкин.



Анализируя творчество Петрова-Водкина искусствоведы пришли к выводу, что художник в буреломные революционные годы обратился к жанру натюрморта от безысходности."Выходить лишний раз из дома на пленэр опасно — за окном диктатура пролетариата. Заплатить натурщице нечем — вокруг голод и нищета. Что ждет от искусства новая власть рабочих и крестьян — тоже не понятно. Вот и остается рисовать стол с граненым стаканом, скудным пайком и яблоками, которые присылает мама из далекого Хвалынска".

По-видимому лозунг:«Богатый хитер на деньги, а голь - на выдумки», под которым Кузьма Сергеевич жил всю жизнь и здесь сыграл ключевую роль.

Натюрморт со стаканом, фруктом и фотографией. (1924г.). (Частная коллекция). Автор: Кузьма Петров-Водкин.

Натюрморт со стаканом, фруктом и фотографией. (1924г.). (Частная коллекция). Автор: Кузьма Петров-Водкин.



С каждым натюрмортом мастерство художника крепло, и он стал одним из выдающихся мастеров этого жанра за всю историю российской живописи. В каждой работе прослеживается как живописец умело преломляет в стеклянных гранях окружающие предметы, а на примере ложек это просматривается лучше всего. А также художник удивительным образом создал иллюзию трехмерности и наполненности сосуда.

 Черемуха в стакане. (1932г.). (Государственный Русский Музей).  Автор: Кузьма Петров-Водкин.

Черемуха в стакане. (1932г.). (Государственный Русский Музей). Автор: Кузьма Петров-Водкин.



Натюрморты Кузьмы Сергеевича со стаканами это нечто вызывающее ряд ассоциаций с неоднозначной фамилией самого художника, доставшейся ему от выпивохи-деда, который умудрился к фамилии "Петров" заполучить приставку - "Водкин". Отпечаток этой не слишком почетной фамилии, художнику пришлось нести всю свою жизнь. И это с одной стороны. Ну а с другой — незаурядную «многогранность» таланта Петрова-Водкина: художника и писателя, самоучки и теоретика, иконописца и модерниста.

 Утренний натюрморт. (1918г.). (Государственный Русский Музей).  Автор: Кузьма Петров-Водкин.

Утренний натюрморт. (1918г.). (Государственный Русский Музей). Автор: Кузьма Петров-Водкин.



И если в изображении яблок он вплотную приблизился к мастерству Сезанна, то в граненых стаканах Петров-Водкин безусловный мастер №1 в мире.

За самоваром. (1926г.) (Государственный Русский Музей).  Автор: Кузьма Петров-Водкин.

За самоваром. (1926г.) (Государственный Русский Музей). Автор: Кузьма Петров-Водкин.



Натюрморт с чернильницей, 1934 (Государственный Русский Музей).  Автор: Кузьма Петров-Водкин.

Натюрморт с чернильницей, 1934 (Государственный Русский Музей). Автор: Кузьма Петров-Водкин.



 Натюрморт с письмами. (1925г.). (Частная коллекция).  Автор: Кузьма Петров-Водкин.

Натюрморт с письмами. (1925г.). (Частная коллекция). Автор: Кузьма Петров-Водкин.



Фрукты. (1934г.). (Симферопольский Художественный Музей).  Автор: Кузьма Петров-Водкин.

Фрукты. (1934г.). (Симферопольский Художественный Музей). Автор: Кузьма Петров-Водкин.



 Натюрморт на зеленом фоне. (1924г.) (Севастопольский художественный музей). Автор: Кузьма Петров-Водкин.

Натюрморт на зеленом фоне. (1924г.) (Севастопольский художественный музей). Автор: Кузьма Петров-Водкин.



 Натюрморт с самоваром. (1932г.) (Саратовский Художественный Музей им. Радищева). Автор: Кузьма Петров-Водкин.

Натюрморт с самоваром. (1932г.) (Саратовский Художественный Музей им. Радищева). Автор: Кузьма Петров-Водкин.



И снова о Вере Мухиной


Пикник. Автор: Чурсин А.К.

Пикник. Автор: Чурсин А.К.



А вот и гранчак, который знакомый многим, кто родился и жил в стране Советов. Именно такие стаканы использовались в общепите, на железной дорогое, в автоматах для воды.

И в утверждении, что известный скульптор Вера Мухина является дизайнером граненного стакана все же есть доля правды. Это она дала ему "вторую" жизнь, придумав гладкий ободок, идущий по окружности края, что и отличало мухинский стакан от традиционного гранчака.

Ну и это не все... Некоторые исследователи утверждают, что эту идею она позаимствовала будучи в эвакуации на Урале у местного инженера Николая Славянова. В его дневниках сохранились наброски стаканов с 10, 20 и 30 гранями, — правда, он предлагал изготовить такой стакан из металла. Что с уверенностью на все сто можно утверждать, так это то, что Вера Мухина является автором дизайна классической пивной кружки - бокала. И это уже неоспоримый факт!

Пивной бокал Веры Мухиной.

Пивной бокал Веры Мухиной.



Но как бы там ни было, на сегодняшний день гранчак является раритетом. Он верой и правдой отслужил не одно десятилетия советскому общепиту. Да и на кухне каждой рачительной хозяйки обязательно были припрятаны и стакан и 100-граммовая стопочка как мерный сосуд. А некоторые и по сей день хранят эти раритетные стаканчики...

Сейчас же эту "экзотику" на стекольном производстве делают только под заказ.